Контакты:

+7 (921) 375-01-01

Вопрос – Ответ

Ответы на часто задаваемые вопросы, возникающие при обсуждении конкретных вариантов сотрудничества с целью получения лицензии на образовательную деятельность по:

Особенности оформления выпускных документов

Обучение по программам дополнительного профессионального образования завершается итоговой аттестацией с выдачей удостоверения о повышении квалификации и (или) диплома о профессиональной переподготовке. Образцы таких документов организация, осуществляющая образовательную деятельность, разрабатывает самостоятельно (ч.3 ст.60 Закона № 273).

Выпускные документы должны заверяться печатями организаций, а не штампами какого-либо внутреннего структурного подразделения с выдуманным красивым именем – Учебный центр, Институт развития, Художественная школа и т.п. К этим уловкам особо часто прибегают учебные подразделения, созданные внутри бизнес – организаций, «стесняясь» своего коммерческого статуса.

Впоследствии с такими документами возникнут проблемы при трудоустройстве в серьезные организации, особенно если на их основе устанавливается право на присвоение очередного звания, разряда или надбавки к должностному окладу (например, за знание иностранных языков).

Указанных проблем при трудоустройстве у выпускников не возникает, если заниматься образованием на основе аренды образовательной лицензии.

 

Требуется ли образовательная лицензия для проведения семинаров?

  1. При формальном чтении закона «Об образовании в РФ» проведение семинаров продолжительностью менее 16 часов не относится к дополнительному профессиональному образованию, а потому не должно подлежать лицензированию.

Такие семинары чаще всего оформляются с помощью договоров на оказание информационно-консультационных услуг.

Однако при «творческом» рассмотрении этого вопроса – при проверке специалистами Налоговой инспекции – проведение семинаров могут отнести к образовательной деятельности, а потому требуют лицензия.

Какие же доводы приводят «наполнители» государственного бюджета за счет штрафов?

Они соглашаются с тем, что если это разовые семинары, то на их проведение образовательная лицензия не требуется. Однако если проведение семинаров является основным видом деятельности организации, т.е. в структуре объема оказанных услуг они составляют его большую часть, то в перечне проводимых семинаров они зачастую находят несколько тематически близких семинаров, которые рассматриваются как модули единой программы повышения квалификации, на проведение которой уже требуется лицензия.

В качестве дополнительных доводов налоговики приводят не совсем корректные формулировки, которыми грешат выдаваемые слушателям Сертификаты: «прошел обучение», «получил подготовку», «телефон учебной части», «дистанционное обучение», «по образовательной программе» и т.п. Особо выдающиеся проверяющие могут обратиться в Прокуратуру, сообщив о незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), хотя найти пострадавших заказчиков чаще всего им не удается. Для справки: при объеме дохода от оказанных услуг более 1,5млн. рублей (квалифицируется как причинение деянием крупного ущерба) статьей 171 Уголовного кодекса РФ предусмотрено наказание путем лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей. При этом для определения размера незаконно полученного дохода размер расходов, понесенных на извлечение этого дохода, не учитывается.

  1. Чуть меньшая опасность при проведении семинаров поджидает и организации, которые имеют государственную образовательную деятельность на реализацию программ дополнительного профессионального образования.

Здесь уже другая разновидность налоговиков утверждает, что семинары продолжительностью менее 16 часов не относятся к образовательной деятельности, а их проведение считают обычной коммерческой услугой. В этом случае организация уже не будет иметь образовательных льгот на эти объемы оказанных услуг и должна вести их отдельный учет. Штрафы и пени гарантируются, но Прокуратуру не привлекают.

  1. Сейчас наиболее безопасная схема организации проведения семинаров предусматривает проведение переговоров и заключение Соглашения (не договор!) с организацией, которая уже имеет необходимую лицензию. Здесь предпочтение следует отдавать негосударственным некоммерческим организациям, т.к. у них более простая и существенно надежнее система управления текущей деятельностью.

Любой семинар, даже однодневный, по документам следует проводить продолжительностью не менее 16 часов, из которых 8 часов слушатели самостоятельно выполняют учебную программу или предлагаются иные формы обучения (чаще всего заявляют о дистанционной форме).

В учебной программе на последнем занятии необходимо выделять время для проведения итоговой аттестации слушателей и завершать семинар можно выдачей Удостоверения о повышении квалификации или Сертификатов.

При такой организации семинара затраты физических лиц на обучение государство компенсирует предоставлением социального налогового вычета в размере 13%, а юридические лица правомерно списывают расходы на участие в семинаре на себестоимость.

В ноябре Рособрнадзор лишил наш вуз аккредитации, а после мартовской проверки прислали предписание с угрозой отобрать от ряда филиалов и саму образовательную лицензию. Может ли коллектив выпускающей кафедры на условиях совместительства совместно с вами заняться переподготовкой и повышением квалификации специалистов. Спрос на наше направление в С.-Петербурге имеется, раньше очень многие приезжали и со всей России на 72-часовую программу повышения?

Да, это возможно. Места для поселения иногородних бронируем рядом с учебным корпусом. И если для таких специалистов уже утвержден государственный профессиональный стандарт, то саму учебную программу будет рационально доработать с учетом таких требований. Наша организация уже имеет опыт аттестации специалистов, когда одновременно с документами о повышении квалификации (удостоверение, диплом) слушатели получают Сертификат о соответствии 5, 6 или 7 квалификационному уровню по соответствующему профессиональному стандарту.

 

Являюсь учредителем Общества с ограниченной ответственностью (ООО). По номенклатуре услуг, оказываемых нашим покупателям, государство требует от них определенного уровня знаний по безопасности эксплуатации. Сегодня эти знания покупатели получают в соседнем вузе, где на факультете повышения квалификации (ФПК) преподают наши же сотрудники. Может ли наше ООО при вашем содействии само оказывать эти образовательные услуги и получать дополнительный доход? Получать образовательную лицензию не хотим, т.к. эти заморочки нас сильно напрягают. Да и не наше это дело, но дополнительно получить часть дохода, который оседает на ФПК, очень хочется. Как будет распределяться доход от такого сотрудничества?

Если специалисты ООО смогут самостоятельно выполнить всю учебную программу, ваши желания легко укладываются в предлагаемую схему сотрудничества. Если каких-то преподавателей у вас не найдется, то вы их наверняка можете пригласить даже с того же ФКП.

Доход распределяется с учетом конкретного перечня обязательств, принятых каждой стороной сотрудничества. При существующей практике ваша доля будет колебаться от 60 до 83%.

Может ли наша кафедра (6 человек) реализовать часть своих заказов через предлагаемое вами сотрудничество, т.к. администрация университета забирает себе практически все доходы от оказания дополнительных образовательных услуг. На какие деньги мы должны рассчитывать, если придем с готовыми заказами на обучение и будем работать под вашей лицензией?

Схема расчета простая: из дохода с объема оказанных образовательных услуг сначала вычитается 6% в пользу государства (налог по упрощенной системе обложения), потом вычитается 17% – за наши услуги, а оставшиеся 77% будут принадлежать вам. Их вы сможете потратить на почасовую аренду учебных помещений, выплату зарплаты преподавателям и своим организаторам. Не забудьте предусмотреть затраты на выплату подоходного налога с физических лиц, взносов в Пенсионный фонд и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Возможен ли вариант необычного сотрудничества с иногородней образовательной организацией, которая сама имеет государственную образовательную лицензию. Наш дальневосточный университет оказывает большой объем дистанционных услуг по программам дополнительного профессионального образования. С учетом специфики тематики обучения значительное количество наших слушателей проживает в Калининграде, Мурманске и Санкт-Петербурге. Успешно завершив дистанционный процесс обучения, слушатели по требованию Рособрнадзора должны лично явиться на защиту итоговой работы. Как вы понимаете, стоимость проезда на Дальний восток в разы превышает их затраты на обучение. Все наши хитрости Рособрнадзор пресекает и требует личной явки слушателя на итоговую аттестацию. Может ли университет поручить вам подобрать членов экзаменационной комиссии, которых мы примем в свой штат совместителями, и выделить помещение для заседания этой комиссии?

Нет, сформировать экзаменационную комиссию лучше вам самим. Мы сможем лишь подобрать и передать контактные телефоны профильных выпускающих кафедр питерских вузов, которых заранее ознакомим с предложенными вами условиями участия в работе таких экзаменационных комиссий и вышлем вам отсканированные копии их документов. Это, несомненно, интересная работа, но нашей лицензии здесь не требуется.

Установка Минобрнауки на «омоложение» кадров заведующих кафедр одновременно с активным укрупнением университетов затронули многих успешных специалистов, которые еще полны энергией. Можем ли мы в рамках вашей образовательной организации создать временный творческий коллектив для оказания дополнительных образовательных услуг. У нас гуманитарное направление обучения и никакой специальной материально-технической  базы от вас для этого не требуется.

Если у вас есть заказчики/покупатели ваших услуг, то считайте, что согласие на такое сотрудничество вы уже от нас получили.

Могу ли я как физическое лицо выступить под вашей «крышей» в роли организатора очень востребованного направления профессиональной переподготовки, которое хотят, но не могут реализовать государственные вузы. Базой потенциальных заказчиков я владею (зачастую контролирую их оперативную деятельность), большинство профильных преподавателей можно набрать внутри нашего учреждения, нужен только компьютерный класс и интерактивная доска.

Никаких препятствий для такого сотрудничества нет, компьютерный класс с доской мы вам предоставим. Размер вашего дохода будет в значительной степени зависеть только от затрат на заработную плату приглашенных вами преподавателей.

 

Можем ли мы организовать образовательное сотрудничество с вами на территории Ленинградской области?

Да, такое сотрудничество возможно.

С 2016 года специалисты бух.учета и кадровики, работающие в бюджетных организациях и учреждениях, должны пройти аттестацию на соответствие требованиям государственных профессиональных стандартов и получить 5, 6 или 7 квалификационные разряды. Можете ли в рамках сотрудничества помочь нашей Централизованной бухгалтерии пройти такую аттестацию?

Это возможно, сообщите более подробно о себе и вам направят предложение с порядком и условиями проведения аттестации и выдачей квалификационного Сертификата. Это относится как к работникам централизованных бухгалтерий (образование, здравоохранение, культура), так и самостоятельно ведущих бухучет на экономическом субъекте. Аналогичный порядок сотрудничества распространяется и на кадровиков.

Для коммерческих организаций сроки аттестации работников с учетом требований профессиональных стандартов на данный момент (апрель 2016 г.) еще не определены.

Занимаетесь ли вы разработкой программ повышения квалификации специалистов по заказам заинтересованных организаций с одновременным подбором специалистов для ведения занятий?

Да, занимаемся под заказы серьезных заказчиков. Чаще всего такие программы дополнительного профессионального образования специалистов касаются вопросов, которые одновременно относятся к сфере деятельности двух и более ведомств, министерств. На памяти был интересный заказ от одной из иранских гидростанций, которую беспокоила безопасность ее работы, т.к. была построена по аналогичному проекту с Саяно-Шушенской ГЭС, на которой в августе 2009г. произошла промышленная техногенная катастрофа. Нам удалось найти и привлечь к проведению занятий даже бывшего российского главного инженера, который руководил стройкой этой ГЭС.

Но таких заказов становится все меньше, а в прошлом году их и вообще не было. В основном тематику учебных программ определяем самостоятельно, реагируя на изменения российского законодательства и ведомственных нормативных актов.

Наше судостроительное предприятие раньше имело свой детский сад. Руководство завода, ссылаясь на непрофильный актив, передало этот сад муниципалам. После сокращения штатов не у дел остались мы – трое воспитателей старшей группы. У нас большой опыт работы с детьми. Могли бы мы с вашей помощью организовать Детский развивающий центр?

Нет, это невозможно с имеющимися у нас лицензиями. Здесь требуется удовлетворять очень жестким нормам и требованиям СанПиНа для детей.

На закрытой территории нашего объединения практически пустует большая заасфальтированная площадка. Может ли мы в рамках сотрудничества с вами организовать Автошколу?

Да, это действительно возможно, если в вашем районе есть спрос на подготовку профессиональных водителей. Для этого потребуются лишь средства для переоборудования этой площадки под установленные нормативные требования ГИБДД. Инструкторов по вождению целесообразно принять на работу вместе с собственными автомашинами, а еще лучше, если их заранее оформить как индивидуальных предпринимателей.

Распределение обязанностей при такой совместной деятельности разумно по следующей схеме: наша сторона отвечает за теоретическую подготовку водителей, а объединение – за обучение вождению транспортных средств (с механической или автоматической трансмиссией) и участие в проведении практической части сдачи квалификационного экзамена в ГИБДД.

Я директор государственной образовательной школы и хотела бы повысить уровень обучения учащихся по английскому языку, а также рейтинг свой и школы, чтобы ее при очередной волне укрупнения образовательных учреждений не «влили» в более престижную школу. Существует ли вариант сотрудничества, который реально позволил бы за 2-3 года повысить привлекательность школы для родителей и детей?

Если вопрос касается только английского языка, то это возможно сделать в такие короткие сроки путем участия в международном проекте «Pearson test of English» по повышению качества обучения английскому языку и получению независимого мониторинга оценки уровня знаний с последующей аккредитацией школы в качестве Подготовительной площадки Британского экзаменационного синдиката. Участие в проекте не предполагает прямых финансовых обязательств школы.

Необходимым условием для начала движения в этом направлении является наличие в школе не менее двух активных преподавателей, которые успешно пройдут входное тестирование в формате международных экзаменов или, по крайней мере, продемонстрируют знания, достаточные при дополнительной подготовке успешно пройти тестирование со второго захода.

Имеется ли возможность индивидуальному предпринимателю (ИП) в рамках сотрудничества оказывать образовательные услуги?

Чаще всего это можно организовать. Особенно просто это сделать, когда учебная программа не требует обязательного наличия каких-либо уникальных материально-технических ресурсов или они уже имеются у ИП.

Возможно ли сотрудничество для получения под вашу лицензию госзаказа или отраслевых грантов?

Мы бы очень приветствовали такое сотрудничество, т.к. собственного опыта у нас в этом деле очень мало.

Возможно ли в рамках сотрудничества размещать свою рекламную информацию на ваших тематических сайтах?

Да, возможно – по общепринятым в интернет-сообществе расценкам.

Кроме того профильную рекламу для максимально сфокусированного сегмента читателей можно разместить в нашей многотиражной газете (тираж 7 тыс. экземпляров), которая по закрытой рассылке распространяется в семьях школьников с 3 по 11-й класс, а также опубликовать в электронном средстве массовой информации тоже с ориентацией на состоятельную родительскую аудиторию.

На каких условиях возможно сотрудничество по набору слушателей на проводимые вами за пределами С.-Петербурга семинары, курсы повышения квалификации или переподготовку? Проводите ли эти программы с выездом в другие города?

Да, в другие города выезжаем (все зависит от планируемого финансового результата). С физическими и юридическими лицами заключается договор на такую услугу, а агентское вознаграждение составляет 15% от привлеченных средств на обучение. При этом дополнительно компенсируем часть ваших затрат на согласованную с нами рекламу. Если мероприятие проводится за пределами С.-Петербурга, то при определении размера вознаграждения из объема привлеченных средств предварительно вычитается стоимость проезда преподавателей и оплата гостиницы.

Мы живем в небольшом городке, недалеко – 420 км от С.-Петербурга, но многие наши школьники плохо знакомы с северной столицей. Возможно ли совместно с родительским комитетом организовать в С.-Петербурге цикл познавательных каникулярных программ (осенью, зимой или весной) для школьников 8-11-х классов. Эти программы должны позволить ребятам познакомиться с петербургскими колледжами и вузами, включать посещение музеев, театров и развлекательных центров. Желательно организовать для ребят встречу с психологом-профориентатором.

Да, сотрудничество в формах образовательного туризма возможно. Для начала от вас потребуется описание (в самом общем виде) приезжающей группы школьников и сообщить об их пожеланиях. После этого вам будет предоставлен на согласование детализированный план поездки.

В доме, где живет наша семья, учредитель продает Центр иностранных языков. Моя жена работает там уже 2 года – с момента его открытия. Центр занимается подготовкой школьников к сдаче международных экзаменов с выдачей Сертификатов. Посмотрел договор аренды и бухгалтерские балансы за два года – все внешне нормально – договор аренды помещения на 5 лет, прибыль тоже вполне устраивает. Беспокоит только отсутствие образовательной лицензии у Центра, хотя владелец убеждает, что она не нужна – договор он заключает не на оказание дополнительных образовательных услуг, а на «информационно-консультационное обслуживание». Центру самостоятельно получить лицензию не удается, т.к. он размещается в цоколе жилого дома. Возможно ли и на каких условиях продолжить работу этого Центра?

  1. Работу Центра прекратят по первой же жалобе любого недовольного родителя или претендента на понравившееся ему цокольное помещение. Комитет образования совместно с представителями Санэпиднадзора и Госпожнадзора сформируют комиссию, которая придет к вам «в гости» и отправит ответ жалобщику, а вам выпишут административный штраф и выдадут Предписание о прекращении деятельности Центра. Будет совсем плохо, если материалы проверки передадут в Прокуратуру с указанием на занятие незаконной предпринимательской деятельностью (см. статью 171 Уголовного кодекса РФ).
  2. В рамках сотрудничества учредитель Центра может только перенаправить своих учащихся в близлежащую языковую школу, которая обладает лицензией. В этом случае принимающая сторона выплатит (по существующей практике) Центру компенсацию за каждого учащегося в размере месячной стоимости его обучения.

Столько много деловых и интересных предложений по сотрудничеству, но ни слова не сообщили о своей образовательной организации. Познакомьте нас!

Наша образовательная организация основана в 1949 году как ведомственное учебное заведение, которое в период перестройки было преобразовано в Автономную некоммерческую образовательную организацию. Имеем свободные учебные площади и все необходимые лицензии, бессрочно.

Наверх